Пять практикумов К. Ю. Полякова по программированию с автоматизированной проверкой в системе КуМир

Материал из 0x1.tv

(перенаправлено с «20150124E»)

Аннотация

«Пять практикумов К. Ю. Полякова по программированию с автоматизированной проверкой в системе КуМир. Результаты переподготовки учителей информатики»

Докладчик
Анатолий Кушниренко.jpg
Анатолий Кушниренко

В докладе будет рассказано о методике подготовки автоматизированных практикумов по программированию в системе КуМир, описана цепочка из 5 практикумов, разработанных К. Ю. Поляковым, и проанализированы отчеты десяти учителей информатики г. Сургута, выполнивших данные практикумы самостоятельно после прослушивания короткого вводного курса.

В заключении доклада будут выдвинуты предложения по улучшению методики переподготовки учителей информатики по теме «программирование».

Видео

on youtube

Посмотрели доклад? Понравился? Напишите комментарий! Не согласны? Тем более напишите.


Слайды

Пять практикумов Полякова по программированию с автоматизированной проверкой в системе КуМир.pdf Пять практикумов Полякова по программированию с автоматизированной проверкой в системе КуМир.pdf Пять практикумов Полякова по программированию с автоматизированной проверкой в системе КуМир.pdf Пять практикумов Полякова по программированию с автоматизированной проверкой в системе КуМир.pdf Пять практикумов Полякова по программированию с автоматизированной проверкой в системе КуМир.pdf Пять практикумов Полякова по программированию с автоматизированной проверкой в системе КуМир.pdf Пять практикумов Полякова по программированию с автоматизированной проверкой в системе КуМир.pdf Пять практикумов Полякова по программированию с автоматизированной проверкой в системе КуМир.pdf Пять практикумов Полякова по программированию с автоматизированной проверкой в системе КуМир.pdf Пять практикумов Полякова по программированию с автоматизированной проверкой в системе КуМир.pdf Пять практикумов Полякова по программированию с автоматизированной проверкой в системе КуМир.pdf Пять практикумов Полякова по программированию с автоматизированной проверкой в системе КуМир.pdf Пять практикумов Полякова по программированию с автоматизированной проверкой в системе КуМир.pdf

Тезисы

Многоплатформенная свободно распространяемая система программирования КуМир — Комплект Учебных Миров — поддерживает школьный алгоритмический язык с русской лексикой, введенный в 1985 году академиком А. П. Ершовым в момент введения в обязательную программу старшей школы СССР предмета «Основы информатики и вычислительной техники».

Система была популярна в 90-е годы прошлого века — годы дефицита вычислительной техники в школах — поскольку с удовлетворительной надежностью и скоростью работала на всех доступных школам аппаратных платформах и позволяла выполнять программы из учебника, изданного к концу века в СССР и России суммарным тиражом около 8 млн. экземпляров. С тех пор много воды утекло, изменились учебные программы, распространенные в школах аппаратные платформы, учебники, сместились акценты в преподавании информатики. Сегодня школьный алгоритмический язык и поддерживающая его система КуМир занимают в отечественном образовании скромную нишу, однако продолжают существовать.

Интерес к языку и системе до последнего времени поддерживался низкими затратами на начальное освоение, богатым набором учебных исполнителей, включая популярного в среде разработчиков вариантов ГИА и ЕГЭ Робота, а также перспективами вхождения языка и системы в список рекомендованных для использования на компьютеризированных государственных аттестациях по информатике.

В последнее время интерес к языку и системе повышает тот факт, что новые государственные стандарты школьного и дошкольного, обязательного и дополнительного образования упоминают задачу развития навыков алгоритмизации, а система КуМир и ее младший брат — ПиктоМир — позволяют построить циклы занятий для развития навыков алгоритмизации продолжительностью от 2–3 до 20–30 часов для самых разных категорий обучаемых. От дошкольников подготовительных групп до старшеклассников, готовящихся к ГИА и ЕГЭ.

Еще одна важна категория обучаемых — учителя информатики. От них в новых условиях требуется более высокий, чем прежде, уровень овладения типовыми методами программирования простейших учебных задач в объеме, предусмотренном классификаторами ЕГЭ по информатике последних лет.

Для последних категорий применений система КуМир предлагает педагогам возможности подготовки и эксплуатации практикумов по программированию с автоматизированной проверкой. В этих применениях КуМир выступает как свободно распространяемый инструмент подготовки и использования контента (courseware), права на использование которого определяются разработчиками контента, а не разработчиками КуМира.

В настоящее время в открытом доступе для некоммерческого использования есть «кумировские» практикумы по программированию двух известных педагогов:

Идея практикума по программированию в КуМире проста: Педагог — разработчик практикума — готовит для ученика последовательность заданий, каждое из которых представляет из себя заготовку КуМир-программы. Эта заготовка состоит из фрагментов трех сортов.

Обычные строки — могут редактироваться и удаляться учеником в процессе выполнения задания.

Защищенные абзацы — видимы ученику, но не могут быть им изменены. Невидимые строки — расположены в конце программы, содержат составленную разработчиком практикума проверяющую программу и вспомогательные подпрограммы, которые разработчик пожелал скрыть от ученика.

Тем самым разработчик практикума вместе с каждым заданием готовит проверяющую программу, которая предназначена для проверки правильности выполнения задания и погружена в тело заготовки задания. Приступая к выполнению очередного задания, ученик работает в системе КуМир, редактируя программу и запуская ее на выполнение обычным порядком. Когда отладка закончена, ученик может проверить правильность выполнения задания, запустив offline-тестирование или послав программу на проверку на сервер учителя.

К. Ю. Поляковым разработан цикл из нескольких практикумов, нацеленный на отработку азов последовательного программирования на процедурных языках:

  • «Робот» — 12 уроков,
  • «Массивы 1» — 6 уроков,
  • «Массивы 2» — 6 уроков,
  • «Строки» — 5 уроков.

В каждом уроке предусмотрено несколько заданий разного уровня сложности, начиная с тривиальных упражнений. (Еще один практикум Полякова — «Функции» — в докладе не рассматривается).

Автору доклада представилась возможность ознакомиться с отчетами десяти учителей информатики г. Сургута, выполнивших перечисленные выше практикумы самостоятельно после прослушивания короткого вводного курса.

Отчеты содержали хронометраж самостоятельного выполнения половины заданий каждого практикума (т.е. от 30 до 40 заданий в каждом практикуме).

По отчетам учителей, выполнение 4-х практикумов занимало от 10 до 28 часов.

По мнению автора доклада, для тех учителей, затраты которых оставили 25–30 часов, выбор формы переподготовки в виде самостоятельного прохождения практикумов с автоматической проверкой был ошибочным — для этой категории обучаемых нужна очная форма.

Для тех же учителей, затраты которых составили 10–20 часов, решение о проведении переподготовка в форме самостоятельного прохождения практикумов оказалась весьма эффективной. Поскольку затраты на выполнение практикумов легко прогнозировать путем хронометража выполнения первого урока каждого практикума, открывается возможность организации переподготовки учителей информатики по программированию в очно-заочной форме: 6–8 часов знакомства с системой КуМир и практикумами в очной форме и 15–20 часов самостоятельной работы с самопроверкой и сдачей выполненных заданий на официальную проверку.

Примечания и отзывы


Plays:275   Comments:0